Тема недели
В ситуации кадрового голода управляющим отелей приходится нелегко: нужно выполнить финансовый план, обеспечить высокий уровень сервиса гостям и всё это с минимальными ресурсами.
До пятой звезды. Что происходит в гостиничном бизнесе Иркутска
Не нужно быть "крутым" аналитиком, чтобы предсказать острейший дефицит мест в гостиницах города Иркутска на ближайшие лето-осень: грядет празднование 350-летия города и очередной БЭФ -- мероприятия, на которые съедется большое количество иногородних гостей. Между тем, в 2009-2010гг. загрузка иркутских отелей уже достигала 90%. В нынешнем году поток туристов, предсказывают, вырастет еще на 20%. По словам гостиничных управляющих, это позволит им поднять стоимость проживания не меньше, чем на 15%.
Представители гостиничной отрасли в Иркутске утверждают, что в областном центре за 2010 год заполняемость отелей выросла по сравнению с кризисным 2009 годом на 15-20%. Но замечают, что показатели сложно считать выдающимися, так как в кризис отрасль просела несущественно: в некоторых отелях заполняемость в кризисный 2009 год даже увеличилась.
Перезагрузка
"Сейчас среднемесячная загрузка в иркутских отелях находится в пределах 40-60%, в зависимости от сезона. В пиковые летние месяцы и начало осени она достигает 90-100%, -- рассказывает руководитель пресс-службы туроператорской компании 'Гранд Байкал' Сергей Евчик. -- Для сравнения, в 2009 году в отеле 'Байкал Бизнес Центра' загрузка снизилась до 50%, а в отеле 'Дельта', наоборот, увеличилась на 3-4% по сравнению с докризисным 2008 годом. Хотя 'Дельта' позиционируется как трехзвездочный отель в отличие от четырехзвездочного отеля ББЦ. Соответственно стоимость номеров в 'Дельте' ниже, чем в ББЦ, на 30-40%".
Загрузка гостиниц туристического холдинга "Истлэнд", которому принадлежит гостиница "Иркутск" (бывший "Интурист"), гостиничный комплекс "Байкал" в Листвянке, база отдыха "Байкальские дюны", в 2010 году подросла на 10-15%, и нивелировала падение спроса в 2009 году, делится руководитель пресс-службы "Истлэнд" Ольга Шилова.
А в гостиницах туроператорской компании "Байкальская виза", у которой пять гостиниц в Иркутске ("Европа", "Глория", "Звезда", "Виктория", "Байкал 21") и две в Листвянке ("Маяк", "Легенда Байкала") выручка по сравнению с прошлым годом не изменилась. "Но у нас и в 2009, и в 2010 году были неплохие показатели -- загрузка до 70%, -- уверяет директор 'Байкальской визы' Станислав Ленник. -- Правда, зимой 2010 года был незначительный спад спроса на гостиничные услуги, но к лету, наоборот, действующих гостиниц в Иркутске было уже недостаточно".
Бонус на подушке
Спрос на отели более низкой ценовой категории вырос гораздо сильнее, сообщают участники рынка. Они объясняют это тем, что, несмотря на вновь оживший интерес к путешествиям, туристы предпочитают отдыхать так же бюджетно, как и год назад. Хотя в кризис заполняемость отелей низкой и средней ценовых категорий снизилась как раз сильнее -- в среднем на 30%. Тогда как загрузка дорогих гостиниц уменьшилась всего на 11%. Собеседники предположили, что это связано с тем, что пятизвездочные гостиницы предлагали клиентам интересные системы скидок и дополнительные бонусы.
"К примеру, мы вводили систему, по которой стоимость проживания снижалась при бронировании больше, чем на один день. Это необычно: как правило, лояльность отельер проявляет, если клиент занимает номер больше недели", -- приводит пример менеджер гостиница "Старый замок" Юлия Беренчук.
К слову, менеджмент гостиничных комплексов до сих пор применяет различные схемы лояльности. Например, в гостинице "Европа" на номера всех категорий цены снизили на 10%, и в этом году управляющий не намерен их повышать. В гостинице "Раут", чтобы увеличить поток бизнес-туристов, который заметно уменьшился в 2009 году, был введен специальный тариф "Командировочный". "Мы предлагаем скидку в 10% всем командированным. Плюс в эту стоимость теперь входит двухразовое питание. В 2008 году в этот тариф входил только завтрак, сегодня включен и ужин, -- рассказывает Ольга Шилова. -- Еще у нас появился тариф выходного дня: если клиент приезжает в выходной, он получает скидку 20%".
Некоторые отели делают постоянным клиентам небольшие подарки: сувениры в виде футболок, стаканов с логотипом компании, фруктов или шоколада. "Кстати, съедобные сюрпризы -- например, шоколадки на подушках -- обычное дело для гостиниц в западной части России, -- говорит управляющий гостиницей 'Берег' Алексей Наумов. -- До нас классика добралась только в кризис. А все дело в том, что конкуренции почти нет. Инфраструктура слишком неразвита, чтобы в обычный благополучный год биться за клиента".
Быстрее, сильнее
Интересно, что, несмотря на кризис, девелоперы продолжают строительство новых гостиниц в Иркутске. Так, в нынешнем году планируется завершить строительство на ул.Чкалова гостиничного комплекса американской международной сети гостиниц Marriot International. "В 2009 году у нас были проблемы с подрядчиком, поэтому завершить строительство в ранее заявленные сроки мы не смогли, -- признается представитель сети Наталья Ветрова. -- С прекращением финансирования это никак не связано. Напротив, этот региональный проект считается очень перспективным".
Председатель совета директоров ЗАО "Ross Group" Марк Афраймович отмечает, что "по последним выкладкам наших аналитиков сроки окупаемости гостиничных проектов сократились -- с привычных до кризиса 8-10 лет до 5-6 лет. То есть выходят на рентабельность быстрее, чем некоторые проекты офисных центров. Понятно, что и интерес к гостиничным проектам со стороны девелоперов усилился".
Сейчас в Иркутске, по примерным подсчетам собеседников, порядка полусотни гостиниц различной категории. К самой высокой -- четыре звезды -- респонденты относят только ББЦ. Гостиниц большей звездности, или, как говорят девелоперы, класса А в Иркутске нет.
Сколько стоят номера
За прошлый год стоимость проживания в иркутских гостиницах серьезно не менялась, говорят собеседники. "В некоторых даже немного снижалась -- на 5%, -- отмечает Ленник. -- Но в основном на этот шаг пошли те гостиницы, которые не уменьшали расценки в 2009 году. Таких было немного".
Большинство отелей ввели новое более детальное категорирование номерного фонда, что позволило разделить, к примеру, одноместные номера на несколько типов по уровню комфорта: то есть снизить стоимость в стандартных номерах, повысить на более комфортные, объясняют участники рынка. "Такое 'отщипывание цены' в одном месте и прибавление в другом на среднем уровне цен не отражается", -- резюмирует Алексей Наумов.
В среднем по Иркутску стоимость одноместного номера в гостиницах верхнего ценового сегмента составляет 3 тыс руб/сутки. В гостиницах среднего класса -- 2-2,5 тыс руб/сутки. В нижнем ценовом сегменте -- 1 тыс руб/сутки. В двухместных стоимость одного "места" традиционно дешевле на 10%.
В нынешнем году большинство гостиниц планирует повысить стоимость своих услуг чуть больше прогнозируемого уровня инфляции. "Поднимем планку на 15-17%, -- делится Беренчук. -- В этом году предсказывают рост туристического потока на Байкал примерно на 20-25%, а количество гостиниц за год сильно не вырастет, так что есть все основания для поднятия цен".
Опубликовано: 18 марта 2011
Просмотров: 3040
Рубрики: Гостиничный бизнес, Гостиницы Польши
Регионы: Иркутск
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на портале.
При использовании материалов сайта интернет-изданиями, прямая, активная гиперссылка, индексируемая поисковыми системами, указывающая на главную страницу веб-сайта ProHotel.ru обязательна. Перепечатка материалов сайта в традиционных СМИ допускается только с письменного разрешения редакции.
Обсуждение ВКонтакте
Обсуждение на Facebook